Сборник упражнений для работы НПО

УПРАЖНЕНИЕ 1: ПЕРЕДАЙ ХЛОПОК
Задачи: Участники знакомятся, возрастает энергетика группы по мере того, как участники осознают свою зависимость друг от друга.


Процесс: Все участники встают в круг. Для объяснения упражнения скажите следующее: Я повернусь лицом к человеку слева от меня и посмотрю ему в глаза. В этот самый момент мы должны сделать хлопок руками (покажите). Затем он/она поворачивается налево и одновременно с человеком слева, делает хлопок. Таким образом, мы передадим хлопок/ритм» по кругу. Давайте попробуем сделать это сейчас, и помните, вы должны смотреть друг другу в глаза и делать хлопок одновременно.»
Вырабатывается определенный ритм, и преподаватель может говорить быстрее» или медленнее» для того, чтобы увеличить скорость передачи хлопка по кругу. После того, как хлопок будет передан по кругу, скажите: А теперь, мы постараемся передать хлопок еще быстрее. Будьте готовы всегда, потому что мы можем начать посылать другие хлопки по кругу вдогонку первому».
Начинается передача хлопка» по кругу, от человека к человеку. Напомните участникам, что они должны продолжать эту игру, даже если она останавливается и кто-то пропускает хлопок. После успешного завершения первого круга передачи хлопков, начните новый раунд. Когда группа готова, добавьте еще несколько хлопков, так чтобы три или четыре хлопка одновременно передавались по кругу. Часто это приводит к очень веселому, активному хаосу в группе, к смеху.
Завершение: Спросите, понравилась ли игра участникам. Вы можете сказать: Не
выделяя никого, скажите, что происходит во время групповой игры, когда игрок роняет мяч?» Напомните участникам, что, будучи группой, мы зависим друг от друга определенным образом, стараясь добиться наилучших результатов.

УПРАЖНЕНИЕ 2: ПЕРЕДАЙ МАСКУ

Задачи: Сплочение команды; участники избавляются от стеснения, привыкают вести себя непринужденно, не бояться показаться смешными.
Процесс: Участники становятся кругом. Первый участник придумывает какую-нибудь интересную маску. Его сосед слева должен в точности её скопировать. Каждый участник поочередно, поворачиваясь к соседу справа, в точности изображает выражение его лица, словно копирует «маску» на его лице. Затем участник поворачивается в другую сторону и меняет маску, чтобы передать её соседу слева, который в свою очередь должен её скопировать. Так, изменяясь, маска переходит от одного участника к другому по кругу.
При выполнении упражнения необходимо чтобы участники смотрели в глаза друг другу и в точности пытались повторить маску соседа.
Завершение: Обсудите с группой, что они чувствовали, играя в эту игру. Какие трудности испытывали при выполнении этого упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 3: «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ УЗЕЛ»
Задачи: Сплочение участников, выработка терпения и осторожности, работа в команде.
Процесс: Участникам необходимо образовать круги из 8-10 человек. Взяв за правую руку одного человека, а за левую другого, участники медленно пытаются распутаться и сформировать круг, не выпуская рук. В этой игре очень важно выполнять инструкции, быть осторожными и слушать каждого очень внимательно, чтобы никто не повредил руку или не травмировался каким-то другим образом.
Завершение: Поинтересуйтесь мнением участников об этой игре. Что дало им это упражнение?

УПРАЖНЕНИЕ 4: ЗНАКОМСТВО
Задачи: Дать возможность участникам познакомиться друг с другом, повысить энергию группы, расположить участников друг к другу.
Материалы: 3 легких мячика.
Процесс: Для этого упражнения необходимо чтобы участники встали в круг и поочередно назвали свои имена. Сначала, человек с мячом в руке называет имя одного из стоящих в кругу и бросает мяч ему. Затем тот, кто получает мяч, смотрит в глаза другому человеку, называет его имя и бросает ему мяч.
Через пару минут, когда участники уже начнут запоминать имена друг друга, можно ввести второй мяч и продолжать игру с двумя мячами. При этом второй мяч должен в точности повторить тот путь, который проделал первый. Через минуту по тому же пути введите третий мяч. Когда почувствуйте, что все участники уже достаточно запомнили имена друг друга, можете завершить игру.
Завершение: Обсудите, как чувствовали себя участники во время игры, каким образом перекидывание мяча ассоциируется с общением со сверстниками. Спросите, какое значение имели такие моменты, как контакт глаз, обращение к кому-то по имени, передача мяча таким образом, чтобы он был пойман, и др.

УПРАЖНЕНИЕ 5: ВЕТЕР ДУЕТ+.
Задачи: Сплотить участников, активизировать их.
Материалы: Стулья каждому участнику, расположенные по кругу.
Процесс: Необходимо поставить по кругу стулья в количестве на один меньше чем число участников. Все участники должны сесть на стулья, кроме одного человека, который остается в центре. Стоящий в кругу человек начинает игру с предложения: «Ветер дует на того, кто в +» и заканчивает его каким-нибудь реальным фактом о себе. Например, если на участнике черные туфли, то он говорит: «Ветер дует на того, у кого черные туфли». Все, сидящие в кругу, для кого этот факт также является справедливым, должны тотчас же встать и занять свободное место, освобожденное кем-то еще. Человек, стоящий в центре тоже должен успеть занять чье-либо место. Один из участников останется без места. Он и продолжит игру. Объясните участникам, что выбор не должен ограничиваться физическими вещами. Можно, например, сказать: «Ветер дует на того, кто считает, что презервативы должны быть доступными в школах».
Тренер должен очень приготовить место для игры, стулья должны быть крепкими, без острых углов. Нужно внимательно следить за безопасностью каждого участника игры, поскольку в движении ребята могут удариться и др. Игра заканчивается тогда, когда энергия группы уже возросла, и каждый её участник повеселел.
Завершение: Спросите, понравилась ли игра участникам, и что они думают по этому поводу.

УПРАЖНЕНИЕ 6: АГА, И Я ТАМ БЫЛ!
Задачи: Сплочение команды, создание доверительной обстановки, повышение активности группы.
Материалы: нет.
Процесс: Следует выбрать просторное место для этого упражнения, чтобы участники смогли прыгать, бегать и выполнять различные действия. Игру начинает один из участников. Он рассказывает историю, в то же время разыгрывая её. Участники также должны поддержать движение, выполняемое рассказчиком, словно они являются главными действующими лицами этого рассказа. Например, рассказчик говорит — «Однажды я шел по улице+,», в это время он должен изобразить, как он идет, а все участники повторяют за ним. Затем, он продолжает: «И вдруг я увидел гигантское дерево. Я начал взбираться на него+», все участники начинают взбираться на дерево, и т.д. При этом, не дожидаясь конца, кто-нибудь в группе должен выкрикнуть: «Ага, и я там был!». Тогда, все в группе хором выкрикивают ему: «А что ты там видел, мой друг?». Новый рассказчик, который прервал рассказ, должен сам его продолжить. Приглашайте участников быть активными. Если вы заметили, что участники описывают слишком много неактивных действий, например, думает, ждет, и т.д., то подскажите, что интереснее играть в эту игру, когда в ней много активных действий.
Завершение: Спросите участников, что они чувствовали во время этой игры. Отметьте, что важно, когда в группе тебя поддерживают. Например, если кто-либо в качестве рассказчика, не знает в каком направлении идти дальше, то ему бы хотелось, чтобы кто-то еще вмешался и помог идти дальше. Выясните, были ли такие ситуации у рассказчиков из группы, когда они были спасены во время рассказа. Скажите: «Когда вы знаете, что рядом есть люди, готовые помочь вам, все идет лучше, и люди чувствуют себя увереннее».

УПРАЖНЕНИЕ 7: ФУТБОЛ
Задачи: Поднять энергетику группы, дать возможность участникам расслабиться и выплеснуть эмоции.
Материалы: нет.
Процесс: Необходимо разделить всех участников на 2 группы. Затем объяснить, что когда ведущий поднимает правую руку, члены команды, сидящие справа должны хором крикнуть «ГОЛ». Когда же ведущий поднимает левую руку, команда, сидящая справа должна крикнуть «МИМО». Ведущий может поднимать одну и ту же руку несколько раз подряд. Также, например, можно поднимать правую руку в левую сторону, или наоборот. Руки необходимо поднимать, изменяя скорость, то быстрее, то медленнее.
Завершение: Поблагодарите участников за участие, спросите, понравилось ли им это упражнение.

УПРАЖНЕИЕ 8: ИВА НА ВЕТРУ
Задачи: Создание атмосферы доверия.
Материалы: Нет.
Процесс: Попросите участников встать в круг так, чтобы они тесно прикасались друг к другу плечами и смотрели лицом во внутрь круга. В центр круга пригласите одного добровольца. Объясните, что человек, стоящий в кругу начинает падать в каком-либо направлении в сторону участников. При этом участники должны поддержать его и не позволить ему упасть. Поддерживая человека, стоящего в кругу, они начинают осторожно и медленно наклонять его по кругу, назад и вперед. Все, кто пожелают, могут по очереди вставать в центр.
Попросите всех участников в кругу поднять ладони вверх, по направлению к человеку в центре круга, ниже уровня его груди. Они должны встать так, чтобы одна нога была немного впереди другой, ноги слегка согнуты в коленях. Объясните, что человек в центре должен оставаться неподвижным, как доска, все время и должен стоять, скрестив руки на груди.
Перед тем как падать, участник в центре должен сказать: «Готов падать», на что круг ему отвечает: «Готов ловить». Затем он говорит: «Падаю», круг отвечает: «Падай».
Завершение: Обсудите это упражнение с его участниками. Спросите, как себя чувствует человек, когда им управляют другие. Насколько участники игры зависели друг от друга?

УПРАЖНЕНИЕ 9: «НАСКОЛЬКО БЕРЕЖНО МЫ ОТНОСИМСЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ».
Задачи: Снятие напряженности, стимулирование людей обратить внимание на то, насколько халатно они относятся к своему здоровью. Усиление чувства сострадания к другим людям или улучшение понимания людей, столкнувшихся с риском для их здоровья.
Материалы: Стул для каждого участника.
Процесс: Попросите всех участников встать у своих стульев. Объясните, что вы будете читать высказывание, требующее ответа либо «да», либо «нет». В случае если участник отвечает на высказывание утвердительно («да»), то он продолжает стоять перед своим стулом. Если же участник ответил на высказывание отрицательно («нет»), то ему необходимо занять место на стуле. Зачастую, участникам приходиться садиться сразу после первого или второго заявления, при этом, возможно, что ответы на последующие утверждения будут «да». В этом случае, участники уже не могут встать и продолжить упражнение, если уже заняли свои места на стульях. После объяснения правил, начните зачитывать предложения:
Я регулярно прохожу медицинское обследование
Я регулярно хожу к стоматологу
Я не курю сигареты
Я регулярно выполняю физические упражнения
Я употребляю здоровую пищу
Я не злоупотребляю алкоголем, и т.д.
Завершение: Спросите участников, что доказало им проделанное упражнение. Подчеркните, что данное упражнение показало халатность нашего отношения к собственному здоровью.

УПРАЖНЕНИЕ 10: ВИЧ ТЕСТИРОВАНИЕ
Задачи: дать участникам возможность практически прочувствовать переживания людей, которые идут на ВИЧ тестирование.
Материалы: Нарезанные квадратики (3*4) из цветной бумаги 2 цветов (красной и синей в равных количествах). Количество карточек должно ровняться количеству участников.
Процесс: Участники должны сесть в удобное положение. Попросите участников сконцентрировать их внимание на вашем рассказе. Необходимо, чтобы каждый участник выполнял это упражнение с закрытыми глазами. После того, как все участники закроют глаза, попросите их представлять то, что вы им будете говорить. Попросите участников сохранять молчание на протяжении всего упражнения: не переговариваться, не выражать вслух эмоции, и др.
Спокойным голосом, с выражением и расстановкой зачитайте участникам следующий текст: «Звенит будильник. Представьте, как рано утром вы медленно просыпаетесь у себя в кровати. Вы все еще чувствуете усталость, замечаете, что ваша голова тяжелая, возможно, у вас температура. Болит все, больно даже повернуться. Когда вы встаете, то решаете пропустить учебу и сходить к своему врачу. В кабинете у врача вас осматривают, и доктор говорит, что у вас ничего серьезного: обычная температура. По дороге домой, вы вдруг вспоминаете, что никогда не сдавали тест на ВИЧ. Может самое время это сделать? Вы звоните в клинику, и вам назначают день, когда вы можете прийти и сдать анализ. Наконец наступает этот день. Подумайте на чем вы доберетесь до клиники: может это будет автобус или такси, а может вы поедете на собственной машине? (пауза) Представьте двери той поликлиники, какими они будут? Каков их цвет? (пауза). Вы входите, вам дают ваш номерок, и вы ждете своей очереди. Наконец консультант здоровается с вами, задает вам вопросы о вашем поведении в прошлом. Затем у вас берут кровь и назначают день, когда нужно прийти за результатом. Время для вас тянется медленно. И вот сегодня как раз тот день, когда вам необходимо отправиться за результатом (пауза). Вспомните тот путь, по которому вы направлялись в клинику. Вы входите в клинику. Вас просят подождать. В коридоре вы видите, как консультанты входят и выходят из своих кабинетов. И вот, один из них приветствует вас и просит пройти с ним. Вам показывают номер для сравнения с номером, который у вас в руке, чтобы быть уверенными, что это действительно ваш результат. Консультант открывает файл, чтобы отдать вам ваш результат. И+» Сделайте глубокую паузу. Через некоторое время попросите участников достать из коробочки одну карточку, оставаясь с закрытыми глазами. После того, как все возьмут по одной карточке синего или красного цвета, разрешите участникам открыть глаза. Скажите, что у тех, кто достал красную карточку тест на ВИЧ положительный, т.е. они ВИЧ инфицированы, у остальных же тест отрицательный.
Завершение: Верните группу в реальность. Пусть все участники выскажутся и обменяются мнениями по данному упражнению. Будьте готовы к бурным эмоциям участников данного упражнения. Спросите участников, что они чувствовали, выполняя данное упражнение. Напомните участникам, что это было всего лишь упражнение, а они всего на всего его случайные участники.

УПРАЖНЕНИЕ 11: МАЛЬЧИШНИК В ВЫХОДНЫЕ ДНИ
Задачи: Информировать о том, как быстро передача ВИЧ может стать реальной угрозой для человека в результате рискованного поведения.
Материалы: Ручка или карандаш для каждого участника; 4 листа бумаги, размером в 3 кв.см. для каждого участника; 4 листа бумаги такого же размера с надписью ВИЧ; веселая танцевальная музыка.
Процесс: Пусть каждый участник возьмет по 4 листочка бумаги из коробочки или конверта — «это ключи от комнат участника». Одному из участников заранее дайте 4 листочка с надписью ВИЧ. В этом упражнении людей приглашают посетить вечеринку на воображаемом курорте. Скажите, если участник увидит какого-либо привлекательного человека, пообщается с ним, то он может обменяться с ним «ключами». Играет музыка и в это время участники должны общаться и обмениваться ключами. После первого круга обмена ключами (около 2 минут) остановите музыку и попросите участников внимательно послушать ваши инструкции. Сообщите, что сейчас участники не должны никому рассказывать о результатах обмена, т.к. некоторые участники получили «ключи» с надписью «ВИЧ». Не говоря никому, они незаметно должны пометить все свои ключи надписью «ВИЧ». Участники, которые успели подержать этот ключ и отдать его другим людям тоже помечают все свои ключи этой надписью. Поскольку они все равно имели контакт с этим ключом и теоретически тоже заражены ВИЧ.
Объявите о начале второго мальчишника, в котором также все должны общаться и обмениваться ключами. Через пару минут объявите об окончании вечеринки. Участники вновь должны пометить свои ключики как прежде.
Завершение: Спросите, остались ли на острове участники, ключи которых не помечены надписью «ВИЧ». Не возникало ли у них желание на каком-нибудь этапе воздержаться от игры? Что они ощущали, осознанно инфицирую других людей? Дайте возможность всем участникам высказаться.

УПРАЖНЕНИЕ 12: КРУГ ЖИЗНИ
Задачи: Дать возможность участникам прочувствовать затруднительную ситуацию и свою зависимость от других людей. Практиковать способность убеждать других людей.
Материалы: Нет.
Процесс: Попросите участников встать в круг и взяться за руки. Для этого упражнения нужен один доброволец, который останется за пределами круга. Люди, стоящие в кругу являются строгими судьями, которым решать впустить ли человека снаружи во внутренний круг. Человек во внешнем круге пользуется любыми методами, дабы убедить судей впустить его вовнутрь. Причем, стоящие в кругу должны настойчиво его не впускать. После того, как первый проникнет в круг, можно дать такую возможность другим желающим.
Заключение: Спросите участников, как они себя чувствовали, выполняя это упражнение и выступая в роли судей и просящих.

УПРАЖНЕНИЕ 13: 30 СЕКУНД СЛАВЫ
Задачи: Набраться опыта публичного выступления, искоренить волнение перед выступлением, создание доверительной обстановки, выработка умения активного слушания.
Материалы: Нет.
Процесс: Объясните участникам упражнение: «каждому участнику предоставляется 30 секунд для того, чтобы поделиться с группой на любую интересующую его тему. В конце этих 30 секунд мы вместе начинаем хлопать, даже если участник еще не закончил говорить. В течение данных 30 секунд вы можете рассказывать, что угодно и если вы перестанете рассказывать до того, как закончатся ваши 30 секунд, мы все равно будем продолжать вас слушать».
Начните игру, напомните участникам, что когда говорит один человек, другие не могут его перебивать или вставлять свои реплики.
Завершение: Проведите групповое обсуждение, в котором участники смогут выразить свое мнение по поводу этого упражнения. Спросите, что в большей степени влияло на успех выступления.

УПРАЖНЕНИЕ 14: ПАРОЛЬ
Задачи: Научиться понимать лучше людей, поднять энергетику группы, обмениваться информацией в увлекательной форме.
Материалы: Карточки с крупными надписями слов — на одну карточку необходимо крупно написать одно слово (пенис, матка, клитор, и др.).
Процесс: Все участники должны встать в две линии лицом друг другу так, чтобы напротив каждого участника стоял человек. Каждый должен смотреть лишь прямо перед собой. Ведущий стоит позади одного из рядов и показывает пароль (карточку со словом). Ряд, стоящий лицом к ведущему пытается помочь членам другого ряда угадать пароль. Начиная с первого участника, каждый человек, стоящий в ряду лицом к ведущему, называет одно слово (даже если пароль включает не одно слово), которое может помочь человеку, стоящему напротив угадать пароль. Один человек, стоящий в начале ряда, дает подсказку человеку напротив, который должен угадать слово. Если он/она ошибается, то подсказку делает следующий человек и отгадывает, соответственно, уже следующий участник. И так до тех пор, пока слово не будет названо.
Завершение: Узнайте мнение участников об этом упражнении. Дайте им возможность высказаться.

УПРАЖНЕНИЕ 15: ЭСТАФЕТА С ПРЕЗЕРВАТИВОМ
Задачи: Научить участников правильно использовать презерватив.
Материалы: Две модели для демонстрации одевания презерватива (например бананы), достаточное количество презервативов для каждого участника.
Процесс: Необходимо разделить всех участников на две группы. Каждый член группы должен надеть презерватив на модель правильно и как можно быстрее. Та группа, которая оденет быстрее и правильно победит. Перед выполнением этого упражнения проинструктируйте группу о правилах использования презерватива.
Завершение: Объясните, что с практикой процесс надевания презерватива можно сделать достаточно быстрым и правильным.

УПРАЖНЕНИЕ 16: ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?
Задачи: помогает развить актерское мастерство, развивает воображение, помогает сосредоточить внимание на игре, помогает участникам тренинга расслабиться и посмеяться.
Материалы: Нет.
Процесс: Все участники должны встать в круг. Один человек начинает разыгрывать пантомиму (например, изображает, как ведет баскетбольный мяч). Его сосед слева должен у него спросить: «Что ты делаешь?». Человек, который, похоже, играет с мячом, отвечает, что на самом деле делает что-то другое. Изображая ведение мяча, он может сказать: «Я ловлю рыбу». Человек, задавший вопрос начинает изображать пантомиму сказанного действия. Он это делает до тех пор, пока следующий участник справа не задаст ему тот же вопрос. Так игра продолжается по кругу.
Завершение: Поблагодарите группу за участие. Спросите участников, понравилось ли им упражнение. Что они чувствовали во время игры?

УПРАЖНЕНИЕ 17: АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ
Задачи: Увеличить энергетику группы, призвать участников к активности, расслабиться после сложных упражнений.
Материалы: Нет
Процесс: Участники представляют себя в виде одиноких «атомов» и по команде ведущего хаотически начинают двигаться по комнате. Ведущий называет число атомов (например, 2, 7, 4, и.т.д.) участникам при этом необходимо объединиться в молекулу, состоящую, соответственно, из числа атомов, названного ведущим. Те, кто не успел объединиться в необходимое число атомов для образования молекулы, покидают игру.
Завершение: Спросите участников, понравилась ли им игра. Что дала им эта игра, и для чего её выполняли?

УПРАЖНЕНИЕ 18: АЛЬТРУИСТ
Задачи: Сплочение группы, участники учатся ориентироваться в обстановке и вычислять факты. Упражнение позволит участникам подвигаться и размяться.
Материалы: Нет
Процесс: Всем участникам необходимо закрыть глаза. Один из них получает незаметный знак от ведущего (например, пожатие руки) и становиться альтруистом. Альтруисту запрещается говорить, он просто молча передвигается по комнате. Остальные участники с закрытыми глазами передвигаются по комнате и ищут альтруиста. Они могут спрашивать каждого на своем пути, не альтруист ли он. Все участники отвечают, но альтруист должен молчать. Как только на пути участника встретиться альтруист, он пристраивается к нему в виде паровозика и тоже становится альтруистом-молчуном. Игра продолжается до тех пор, пока все её участники не станут альтруистами. В результате должен получиться длинный «немой» паровозик.
Завершение: Поинтересуйтесь, что мешало участникам вычислить альтруиста. Что им при этом помогало? Поинтересуйтесь мнением участников о данном упражнении.

УПРАЖНЕНИЕ 19: ВСЕ, ЧТО ДЕЛИТЬСЯ НА ТРИ
Задачи: Концентрация внимания участников на игре, отвлечь участников тренинга после долгой лекционной сессии.
Материалы: Нет.
Процесс: Участники становятся в круг. Начиная с первого, каждый участник ведет счет от одного до тридцати. Но как только по порядку встречаются числа, которые делятся на три, то вместо того, чтобы их называть, участник делает хлопок. В случае ошибки, он выбывает из игры и все начинается заново.
Завершение: Поблагодарите участников за участие. Узнайте, понравилось ли им это упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 20: «САМСОН, ДАЛИЛА И ЛЕВ»
Задачи: Участники получают возможность подвигаться и размяться. Упражнение позволяет увеличить энергетику группы и повысить активность участников. Построить работу в группах и сплотить участников.
Материалы: Нет.
Процесс: Участники делятся на две равные группы. Ведущий предлагает посовещаться и решить, кого будет изображать группа. Самсон — руки сгибаются в локтях и показываются мускулы. Далила — Изображается кокетливая походка девушки. Лев — показываются когти, и группа рычит. По команде ведущего обе группы одновременно одна против другой показывают выбранного героя. Если обе группы покажут один и тот же персонаж, то будет ничья. В других случаях Самсон побеждает льва, Лев побеждает Далилу, Далила побеждает Самсона.
Завершение: Поинтересуйтесь мнением участников об этом упражнении. Узнайте, насколько быстро принимались решения в группе, были ли разногласия, и как группа с ними справлялась.

УПРАЖНЕНИЕ 20: МЫШКИ, ДОМИКИ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Задачи: Упражнение повышает активность участников; позволяет вовлечь людей, не очень активно участвующих в тренинге.
Материалы: Нет.
Процесс: Участники разбиваются по тройкам, где двое изображают домик, протянув руки вверх в виде крыши. А третий — «мышка» — находиться в середине, т.е. в домике. По команде ведущего «мышки!», те, кто находятся в середине, должны поменять «домики». По команде «Домики!», те, кто стоял в парах, изображая домики, должны поменяться и найти другую мышку. По команде «Землетрясение!» все участники должны поменяться местами и ролями.
Завершение: Поблагодарите участников за активность.

УПРАЖНЕНИЕ 21: ТАЙНЫЙ ВОЖДЬ
Задачи: участники тренируют свою внимательность и реакцию. Упражнение дает возможность расслабиться.
Материалы: Нет.
Процесс: Попросите участников встать в круг. Один доброволец должен на время покинуть комнату. При этом группа выбирает тайного вождя, который будет показывать различные движения. Вся группа должна стараться повторять за ним все движения. Необходимо, чтобы стоящие рядом с вождем участники не поворачивали головы в его сторону, дабы разглядеть следующее его движение. Каждый смотрит прямо перед собой и повторяет то, что делает человек, стоящий напротив него. После того, как группа выберет вождя, нужно позвать человека, покинувшего комнату. Он должен встать в центр круга и вычислить вождя. На это ему дается лишь 3 попытки. Если он не угадывает, то выходит снова и группа выбирает нового вождя. Если он угадает кто вождь, то этот вождь выходит за дверь, а группа выбирает другого вождя.
Завершение: Поблагодарите ребят за участие. Узнайте их мнение об этой игре.

УПРАЖНЕНИЕ 22: МАССАЖ
Задачи: Упражнение дает возможность его участникам сплотиться, размяться после длительного рассказа ведущего.
Материалы: Нет.
Процесс: Попросите группу встать в круг друг за другом. По вашей команде всем необходимо положить руки на плечи впереди стоящего человека и начать массажировать предплечье и спину. Затем, снова по команде ведущего, они поворачиваются кругом и повторяют то же самое в другую сторону.
Завершение: Поинтересуйтесь, успели ли участники отдохнуть и расслабиться.

УПРАЖНЕНИЕ 23: ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!
Задачи: Повысить энергетику группы, дать возможность каждому участнику проявить активность.
Материалы: Нет.
Процесс: Всем участникам необходимо встать в круг, лицом друг к другу. Один из участников должен остаться вне круга. Ему необходимо пройти во внешнем кругу, выбрать одного участника, стоящего в кругу и дотронуться до его плеча. После этого, оба участника должны побежать в разные стороны и, встретившись на середине, обняться и сказать: «Здравствуй друг». Затем каждый участник продолжает свой путь, с целью занять освободившееся ранее место. Тот из участников, кто не успеет занять это место остается во внешнем кругу и продолжает игру. Игра прекращается тогда, когда большинство её участников побегало во внешнем кругу.
Завершение: Поинтересуйтесь мнением участников об этой игре.

УПРАЖНЕНИЕ 24: ГВАЛТ
Задачи: участники имеют возможность узнать, насколько важно распространять достоверную информацию, а также как преодолеть препятствия, мешающие общению.
Материалы: Подготовленные вами заранее 2 информационных текста.
Процесс: Выбираются 2 основных игрока. Необходимо дать им информацию, которой они должны будут обменяться в течении 2 минут. Например, первому дать записку с надписью: «В Африке в Кении в 2003 году было экспортировано 600 тонн бананов». А второму: «Сидорову на день рождения 20 февраля решили подарить большую энциклопедию на английском языке, но он учил немецкий». Игроки становятся в разных углах комнаты по диагонали и пытаются обменяться информацией. Оставшиеся участники делятся на 2 группы и мешают общению каждого из них (машут руками, поют, шепчут на ухо, отвлекают внимание). По истечении отведенного времени оба игрока должны рассказать, о чем им говорил собеседник.
Завершение: Спросите у главных игроков, как им удалось преодолеть преграды. Дайте возможность мешавшим участникам высказать свое мнение.

УПРАЖНЕНИЕ 25: КОВБОИ
Задачи: В ходе игры участники узнают имена друг друга, повышается энергетика группы.
Материалы: Нет.
Процесс: Все участники становятся в круг. Каждый участник, по очереди, должен назвать свое имя, для того, чтобы все стоящие в кругу запомнили его. Игру начинает ведущий, которому необходимо назвать имя любого участника, за исключением стоящих рядом. Тот участник, имя которого было названо должен присесть. Стоявшие слева и справа участники от уже сидящего человека на скорость называют имя человека напротив и говорят «ПАФ», при этом, изображая, что у них в руках пистолет и они «застрелили» стоящего напротив человека. Тот, кто первый успел сказать остается в игре, другой участник покидает игру, а присевший человек встает и называет имя следующего участника. Например, если было названо имя Ваня, а слева Вани стоит Маша и Костя, то Ваня должен присесть, Маша повернуться к Косте и сказать «Костя ПАФ», показывая руками, что она в него стреляет, а Костя скажет «Маша ПАФ», изображая то же самое. Они должны постараться опередить друг друга.
Игра заканчивается, когда в ней остается 4 участника.
Завершение: Поблагодарите участников за активность.