Сборник «Сетевая адаптивная школа для семей, имеющих детей с психоневрологическими патологиями»
Данный сборник выпущен в рамках проекта «Сетевая адаптивная школа для семей, имеющих детей с психоневрологическими патологиями» при финансовой поддержке ГУ «Управление координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области».
Выражаем благодарность за помощь в выполнении данного проекта сотрудникам ГУ «Управление координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области».
Бариевой Алие Бариевне за контроль и руководство над проектом, Акашева Амангельды Байназаровича, доцента кафедры психологии Восточно-Казахстанского Государственного Университета, Ситниковой Лидии Александровне, Токсанбаевой Гульнар Жуанкановне за помощь в оценке проекта, а также координаторов методических уголков: Байкадамовой Г., Васильевых Т. за разработку методических материалов, Акбердиновой Лауре, Мухановой Эльмире, Крисс Джонс – специалиста в области развития инклюзивного образования.
Детей и их родителей, участвовавших в проекте, Объединение инвалидов г. Семипалатинска в лице Дутбаева Кабыш, Акима с. Сагыр, руководителя партии Нур Отан Урждарского района.
Смеем надеяться, что материалы данного сборника помогут другим детям и их родителям в решении образовательных задач и другим НПО участвовать в специальном социальном заказе.
В данном сборнике мы обобщили материалы проекта, все лучшие практики и методические материалы, для тех, кто хочет помогать людям ограниченными возможностями через проектный подход.
Очень надеемся, что инициативные группы на селе, сельские молодежные объединения осуществят аналогичные проекты у себя на селе, и депутаты найдут средства из местного бюджета для поддержки детей с ограниченными возможностями и помогут им с адаптацией в общественную жизнь.
Данное руководство составлено из опыта проекта, за 5 полных месяца, конечно нельзя было апробировать все, что мы планировали, но начало есть.
Материалы, которые предоставленные нашими руководителями, очень простые и соответствуют уровню детей из сел. Программа, которую мы рекомендовали, была взята за основу, но каждый центр работал индивидуально, учитывая потребности каждого участника. Так же разработаны программы по профориентации и профессиональной подготовки.
Думаем данный сборник по реализации проекта будет полезным всем кто пожелает помочь детям с ограниченными возможностями.
СОДЕРЖАНИЕ
Проект «Сетевая адаптивная школа для семей, имеющих детей с психоневрологическими патологиями» 6
Семинар для участников проекта «Адаптивная школа» для детей с психоневрологическими патологиями 7
Выдержки из закона Закон Республики Казахстан от 29.12.2008 N 114-4 «О специальных социальных услугах» 15
Инклюзивное образование 20
Рекомендации по работе с родителями воспитывающие детей с особыми потребностями 21
Воспитание предпосылок трудовой деятельности. 28
Психологические особенности работы социального педагога с детьми и родителями. Методика работы семьёй. 31
Как определить воспитательную позицию семьи 34
Программа социально-психологического воспитания гражданина Бородулихинского центра сетевой адаптивной школы 37
Отчет и предложения по работе методического уголка Бородулихинского района 43
Что такое взаимопомощь? 47
Индивидуальный план работы с ребенком и семьей педагога- психолога Татаренко О.Ю. 50
Отзывы 57
Термины и определения 60
Адреса и контакты: 62
НУ Первомайский УПК: 62
Список руководителей Сетевой адаптивной школы 62
Мы приветствуем Вас в нашей программе, направленной на развитие Ваших детей и вашу семью.
Как Вы знаете, наш Президент большое внимание уделяет социально уязвимым гражданам принятием Закона о специальном социальном заказе 28 декабря 2008 года. Благодаря этому закону наша организация, как НПО, реализует свой проект, направленный на развитие инициативы граждан. Вы и ваш ребенок имеете право участвовать в управлении территорией. Для этого нужно учиться, чтобы быть полезным своему народу, уметь решать свои проблемы, быть независимым, быть информированным, не отставать, успевать шагать в ногу со временем.
Мы очень рады, что в селах такие добрые люди, руководители групп, которые готовы помочь нам и вам в достижении цели. А цель наша — создать сеть Адаптивной школы, где дети и родители могли бы общаться, делиться опытом, лоббировать решение общих вопросов, помогать друг другу.
Нам с вами предстоит выявить нужды детей, способности, возможности. И помочь им выбрать профессию, научиться быть полезным не только дома, но и работать для государства, на благо своему селу, поселку, городу.
А самое главное, мы с вами должны научить группу из пяти детей стать командой, стать уверенными, открытыми. Каждый должен составить план жизни на месяц, на год и на ближайшие пять лет.
Мы надеемся, что данный проект достигнет цели. И в этом поможете нам Вы, Ваш ребенок и руководитель. Мы надеемся на сотрудничество!
Директор НУ Первомайского УПК Касиманова Г.Ж.
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Проект «Сетевая адаптивная школа для семей, имеющих детей с психоневрологическими патологиями»
Цель проекта: Создать сетевую адаптивную школу для семей, имеющих детей с психоневрологическими патологиями для реализации программы по социальной реабилитации и адаптации детей с психоневрологическими патологиями, направленную на создание единой системы социальной, педагогической и психологической адаптации.
Основные задачи проекта:
• Организовать и модернизировать центры специальных социальных услуг для детей с психоневрологическими патологиями на базе общественных объединений в районах.
• Провести адаптационно-консультационные семинары в 19 селах ВКО для организации работы команды «Социальный педагог+ Родители+Дети с психоневрологическими патологиями».
• Предоставление специальных психолого-педагогических, социокультурных и правовых услуг в 19 районах для детей с психоневрологическими патологиями и их семьям.
• Проведение областной конференции сетевой адаптивной школы.
Семинар для участников проекта «Адаптивная школа» для детей с психоневрологическими патологиями
Место проведения: п. Первомайский Дата проведения 17 июля 2009
9.30 – 10.00 Регистрация
10.00 – 10.15 Знакомство. Касиманова Г.Ж.
10.15–10.45 Презентация проекта. (Жакупова А.Т. координатор проекта, Кибитева К М. – психолог). Из опыта работы – презентация из опыта работы НУ «Первомайский УПК» по работе с детьми с ограниченными возможностями. «Успешные результаты». (Касиманова Г.Ж., Савенкова С А., Жакупова А. Т.)
10.45-11.00 Опыт других стран по адаптации детей с ПНП, программа школы.
11.00 – 11.30 Кофе-брейк
11.30 – 12.15 Информация от Веры Колесниковой по участию детей с ПНП в выявлении проблем детей и молодежи.
12.15-12.25 Релаксация
12.25-13.00 Подготовка для работы в группах (Деление на группы, дать материалы, цель, задачи и ожидаемые результаты от работы в группах)
13.00–14.00 Обед
14.00–14.45 Работа в группах
14.45–15.00 Презентация работы групп и защита
15.00–15.10 Мнение экспертов
15.10–15.30 Ответы на вопросы по проекту и по плану.
15.30–15.40 Выступление бухгалтера по отчетности.
15.40–16.00 Подведение итога дня и определение содержания методического уголка.
16.00 -16.30 Кофе брейк ( Мастер класс по макияжу и массажу.)
16.30 -17.00 Экскурсия по УПК и индивидуальные консультации.
Результаты семинара:
В семинаре приняло участие 27 человек. Среди них социальные педагоги, социальные работники, психологи, начальники отделов социального обеспечения, волонтеры общественных организаций, работающих с людьми с ограниченными возможностями.
В раках семинара была предоставлена полная информация о проекте в форме презентации, был проведен обмен зарубежным опытом (опыт Великобритании, прибалтийских государств, США и Германии).
В форме работы в группах были выработаны предложения по работе социальных педагогов и психологов.
Предложения:
Группа №1
-Для оборудования методического уголка обеспечить методическими материалами по педагогике и психологии. Провести отпуск материалов: обращаться в центр УПК
— Провести семинары с приглашением детей с ПНП и их родителей
— Координатору проекта разработать индивидуальные карты по способностям каждого ребенка
— Привлечь различных специалистов: психиатра, психолога, невролога, логопеда
— Формы профессиональной работы: индивидуальное обучение по ЕШКО, изокружок, музыкальный клуб, фотостудия, компьютерный клуб, кружок рукоделия и т.д.
— Провести областную конференцию по усмотрению руководителя проекта, поменять место проведения
— В рамках конференции обязать каждого социального педагога предоставить выставку собственного методического уголка
— в каждом районе должны быть разработаны планы проведения календарных праздников
— Должны быть предоставлены анализы проведенных мероприятий для обмена опытов работы ( фото, отзывы присутствующих, благодарность и т.д.)
Группа №2
Пункт 2: Пресс-релиз – СМИ – брифинг –освещение в СМИ
Пункт 3 Обобщение опыта, интересные случаи
Пункт 4 Дизайн – печать – акт приема-передачи
Пункт 6 Наибольшее привлечение социально не интегрированных семей и детей
Пункт 7 Мониторинг
Пункт 8 Журнал предварительной записи
Пункт 9 НПА – профориентационная работа
Пункт 10 Совместное определении тематики
Пункт 11 Потребности детей – развитие мелкой моторики рук
Пункт 12 Мониторинг второго этапа
Пункт 14 Проведение конференции 20 ноября на базе 5 корпуса ВКГУ
Пункт 15 Выпустить цветную брошюру, в сроки от 2 недель до 1 месяца, проверить возможность увеличения тиража
Пункт 17 Организовать обучающие семинаре на базе библиотеки им. А.С. Пушкина или социального центра «Ульба»
Пункт 18 Провести мониторинг реализации всего проекта, распространить выводы среди всех участников проекта и заинтересованных лиц, передать рекомендации участников в Министерство социальной защиты и труда
Группа №3
Этап 1 (Июль-август 2009)
— решить вопрос с кадрами социальных педагогов на местах
— Обеспечить им партнерские связи с ПМПК, исполнительной властью, самоуправлением и инициативными людьми.
— направить письмо во все регионы о поддержке данного проекта и о выделении помещения для проведения большинства услуг по проекту (пожарная охрана, оргтехника, компьютеры, Интернет)
— создать список критериев, по которым будет проводиться подбор детей, для вовлечения в проект
— Организовать централизованное приобретение и раздачу материальных ценностей для методического уголка на основе консультаций с ПМПК
Этап 2 (Август-сентябрь 2009)
— провести обучение социальных педагогов тому, как проводить консультативную работу с семьями и детьми с ПНП через привлечение специалистов с ПМПК, ВУЗов, ПТУ, организаций, работающих с детьми и департаментом защиты прав детей и НПО
Этап 3 (Сентябрь-декабрь 2009)
— Внедрить в проект компьютерную технику
— продумать оказание транспортных услуг
— организовать обмен опытом социальных педагогов, работающих по проекту
— организовать подготовку сборника материалов по проекту
Методом мозгового штурма был определен примерный перечень содержимого методического уголка:
• Письмо от лица организаторов проекта для родителей и детей
• Нормативно-правовая база
• Информация о специалистах
• План работы
• Основные наработки специалистов
• Конструктивные рекомендации для родителей
• Материалы для обмена опытом
• Интернет-сайты, адреса, телефоны специальных служб
• Достижения детей
• Успешный опыт
• Подписные издания
• Инструкции по ТБ
• Для работы с детьми Набор для развития мелкой моторики рук (тупые ножницы, картон, цветная бумага, кисти, краски, пластилин, клей)
Определены шаги по организации работы социальных педагогов и психологов на местах:
• Организовать работу с органами местной власти, заместителями Акима по социальным вопросам
• Определить места организации методического уголка для работы с детьми с ПНП и их родителями
• Найти заинтересованных в работе с детьми с ПНП лиц: медиков, психологов, логопедов
• Выбрать 5 семей с детьми с ПНП
• Провести фокус-группу для детей с ПНП и их родителей
• Разработать подробный план работы
В качестве анализа проведенного семинара и обучения одной из методик был проведен SWOT анализ семинара.
Результаты:
Strength “Сильные стороны”:
• Для проведения проекта выбрана сложная тема с точки зрения НПО
• Была хорошо организована доставка участников (договор был заключен с Институтом Анализа и прогнозирования на доставку участников семинара от Усть-Каменогорска до Первомайского)
• Было хорошо организовано питание участников
• В результате семинара была активизирована мозговая деятельность социальных педагогов, которые на данный момент находились в летнем отпуске
• Были подготовлены хорошие материалы по проекту и раздаточный материал
• В реализацию проекта вовлечено молодое поколение Weaknesses «Слабые стороны»
• Было приглашено большее количество участников, чем было рассчитано мест
• Не все участники семинара согласны работать на постоянной основе в рамках проекта
• Для вовлечения участников не была привлечена исполнительная власть в районах
• В работе семинара мешали «конкуренция» между социальными работниками одной территории
• В течение семинара была создана конфликтная ситуация одним из представителей бенефициаров
Opportunities «Возможности»
• Данный семинар поможет преломить сознание о делении людей на «нормальных» и «ненормальных»
• Проведение подобных семинаров в рамках проекта позволит усилить роль семьи в воспитании ребенка с ПНП
• Для облегчения работы по проекту необходимо направить письма в государственные органы в районах с просьбой оказать содействие в проведении проекта
• Для большей политкорректности необходимо убрать слово «психоневрологические патологии» из названия семинаров и самого проекта (предложить убирать его и в дальнейшем из названий лотов социального конкурса) Threats «Угрозы»
• Есть угроза «расширения» цели проекта из-за большого количества включенных в проект задач
• Есть угроза, что не вовлеченные ранее в социальные программы бенефициары не пойдут на контакт
Программа работы сетевой адаптивной школы построена по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.
Программа включает 3 этапа:
1 этап — ориентировочный.
Цель: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют упражнения, занятия, тренинги, направленные на снятие напряжения и сплочения группы, а так же на самоопределение и самосознание.
2 этап — развивающий.
Цель: активизация работы группы. Повышение собственной значимости, ценности каждого участника. Формирование мотивации, самовоспитания и саморазвития в условиях кризисной экономики, пути решения проблемных вопросов.
3 этап — закрепляющий.
Цель: повышение самопознания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов в современных социально-экономических условиях.
Задача сетевой адаптивной школы — помочь подростку выразить, осознать себя, воспринимать и понимать себя в современном социуме.
Основные направления работы школы:
1. Формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;
2. формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;
3. Формирование интереса к другому человеку как к личности;
4. развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
5. развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
6. развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
7. развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
8. развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
9. формирование представлений о будущей профессиональной деятельности.
В работе центров Сетевой адаптивной школы можно выделить следующие общие признаки:
• Сотрудничество, коллективная работа команды специалистов различных областей.
• Взаимодействие, коммуникация.
• Коллегиальная выработка общих подходов, равноправный учет мнений всех специалистов.
• Интерактивный процесс, подразумевающий участие ребенка; строгая ориентация на индивидуальные потребности детей.
• Коллегиальный подход к оценке качества услуг.
• Специалисты, входящие в состав центра, должны обладать навыками выявления первоочередных задач, сбора и обмена информацией, выработки и оценки решений, выработки консенсуса, реализации решений и оценки результатов.
• Не менее важны для успешной работы команды следующие личные и профессиональные качества: умение слушать и устанавливать контакт, открытость, искренность, откровенность, умение четко и доходчиво излагать свои мысли, готовность осуществлять обратную связь по результатам своей деятельности, стрессоустойчивость, способность идти на личный и профессиональный риск, готовность делиться опытом и знаниями.
Под специальным образованием понимают обучение детей со специальными нуждами. Оно направлено на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальной адаптации и социальной реабилитации. Система специального образования включает сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных и реабилитационно — образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных и профессиональных). Эти учреждения являются многофункциональными и включают диагностические, обучающие, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские, направленные на развитие способностей детей с отклонениями в развитии в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, возможности развития личности, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.
В плане профессиональной реабилитации основной акцент в ИПР делается на профориентацию – формирование профессиональных планов. В процессе профессионального подбора для подростка-инвалида в отличие от взрослого формируются рекомендации не для продолжения трудовой деятельности и переобучения, а для получения первичной профессиональной подготовки.
При определении условий труда подростков в ИПР необходимо исходить из следующего:
• условия труда должны соответствовать требованиям, обусловленным инвалидизирующим заболеванием психические и физические нагрузки должны способствовать развитию компенсаторных механизмов и не отражаться отрицательно на здоровье подростка-инвалида
• труд детей-инвалидов должен быть организован с учетом возможности введения дополнительных перерывов, скользящих графиков работы, неполного рабочего дня или недели
Дистанционное обучение
Дистанционное (заочное) обучения имеет долгую историю и широко применяется как в системе высшего образования, так и в системе повышения квалификации. Однако образовательные интернет-технологии, позволяющие создавать сообщества (виртуальные рабочие группы) и вести совместную работу над учебными проектами, развиваются довольно медленными темпами. Наряду с этим, именно такие методы, нацеленные не только на освоение учебного материала, но и на развитие навыков социализации, являются наиболее эффективными в реабилитации инвалидов. Значение образования в жизни молодых инвалидов трудно переоценить. Являясь необходимой предпосылкой к трудовой деятельности, образование представляет собой основополагающий фактор успешной социальной интеграции и максимально полной реализации потенциала человека с инвалидностью.
Дистанционное обучение в группах
Ведущей силой электронного обучения (e-learning) становится доступ к обучающим
программам, заданиям, источникам информации и связи с преподавателем и специалистом в любое время и в любом месте. Немаловажными преимуществами являются также значительная эффективность обучения, его ориентированность на конкретного студента, а также расширенные возможности для общения, взаимодействия и коллективной учебной деятельности.
Новые формы обучения открывают уникальные возможности преодоления ограничений для людей с определенными видами инвалидности (нарушения функций зрения, слуха, ограниченная подвижность) благодаря следующим факторам:
• облегчение доступа к новым услугам, информации и новым дистанционным видам занятости (возможность работать в любом месте без необходимости передвижения);
• возможность общаться и взаимодействовать с другими студентами и преподавателями в виртуальном учебном пространстве при помощи чат-комнат, дискуссионных онлайн-форумов и электронной почты, блогов;
• преодоление изоляции, которой в той или иной степени подвержены все люди с ограниченными возможностями, путем включения в виртуальное образовательное сообщество; восстановление самоидентификации и осознание собственного достоинства благодаря трудовой деятельности и росту профессиональной квалификации.
Выдержки из закона Закон Республики Казахстан от 29.12.2008 N 114-4
«О специальных социальных услугах»
Статья 4. Основные принципы и задачи государственной политики в сфере предоставления специальных социальных услуг
1. Государственная политика в сфере предоставления специальных социальных услуг основывается на принципах:
1) соблюдения прав человека;
2) гуманности, добровольности, конфиденциальности, адресности и доступности предоставления специальных социальных услуг;
3) обеспечения равных возможностей в получении специальных социальных услуг лицами (семьями), находящимися в трудной жизненной ситуации;
4) взаимодействия государственных органов с субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги;
5) комплексности;
6) социальной интеграции и улучшения качества жизни населения.
2. Основными задачами государственной политики в сфере предоставления специальных социальных услуг являются:
1) создание условий для преодоления трудной жизненной ситуации в случае ее возникновения;
2) обеспечение гарантированным объемом специальных социальных услуг;
3) обеспечение соблюдения стандартов оказания специальных социальных услуг;
4) развитие системы мониторинга и оценки качества предоставляемых специальных социальных услуг;
5) обеспечение развития системы предоставления специальных социальных услуг;
6) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о специальных социальных услугах;
7) развитие международного сотрудничества в сфере предоставления специальных социальных услуг.
Статья 6. Основания, по которым лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации
Лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:
1) сиротство;
2) отсутствие родительского попечения;
3) безнадзорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение;
4) ограничение возможностей раннего психофизического развития детей от рождения до трех лет;
5) стойкие нарушения функций организма, обусловленные физическими и (или) умственными возможностями;
6) ограничение жизнедеятельности вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
7) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности;
8) жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации;
9) бездомность (лица без определенного места жительства);
10) освобождение из мест лишения свободы.
Статья 12. Права и обязанности лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации
1. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, имеет право:
1) обращаться за предоставлением специальных социальных услуг;
2) получать информацию о своих правах, обязанностях и об условиях предоставления специальных социальных услуг;
3) принимать участие в проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах;
4) выбирать субъектов, предоставляющих гарантированный объем специальных социальных услуг и (или) платные специальные социальные услуги;
5) получать или отказаться от предоставления специальных социальных услуг;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, а также субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
7) на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной должностным лицам или субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги.
2. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, обязано:
1) предоставлять полную и достоверную информацию для определения потребности и принятия решения о предоставлении специальных социальных услуг;
2) не препятствовать процессу проведения оценки и определения потребности в специальных социальных услугах;
3) своевременно извещать субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, об изменении обстоятельств, влияющих на их предоставление.
Статья 14. Оценка и определение потребности в специальных социальных услугах
1. Предоставление специальных социальных услуг осуществляется на основе оценки и определения потребности в специальных социальных услугах лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, определяемой социальным работником по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах.
2. Критериями при проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах являются:
1) ограничение жизнедеятельности;
2) социальная дезадаптация;
3) социальная депривация;
4) неблагополучная социальная среда.
3. Социальный работник в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления от лиц, указанных в статье 13 настоящего Закона, по поручению местных исполнительных органов районов (городов областного значения) проводит оценку и определение потребности в специальных социальных услугах в порядке, установленном подпунктом 3) статьи 8 настоящего Закона.
4. На основании оценки и определения потребности в специальных социальных услугах социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах готовит заключение, в котором определяются вид услуги, категория получателя, место предоставления, продолжительность предоставления услуги, содержание услуги, индивидуальные особенности.
Статья 16. Права и обязанности социальных работников
1. Социальный работник имеет право на:
1) внедрение новых методик в сферу предоставления специальных социальных услуг, занятие научно-исследовательской деятельностью;
2) свободный выбор способов и форм организации деятельности в сфере предоставления специальных социальных услуг при условии соблюдения стандартов оказания специальных социальных услуг;
3) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
2. Социальный работник, осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, кроме прав, установленных пунктом 1 настоящей статьи, вправе:
1) запрашивать и получать необходимую информацию от местных исполнительных органов;
2) привлекать необходимых специалистов для проведения оценки и определения потребности в специальных социальных услугах.
3. Социальный работник обязан:
1) обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями в области своей профессиональной компетенции;
2) обеспечить качество предоставляемых специальных социальных услуг;
3) не разглашать конфиденциальную информацию о лице (семье), находящемся в трудной жизненной ситуации;
4) не допускать дискриминацию в отношении лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации;
5) постоянно совершенствовать профессиональное мастерство;
6) не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию.
Социальный работник, осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, кроме обязанностей, установленных пунктом 3 настоящей статьи, обязан качественно проводить оценку и определять потребность в предоставлении специальных социальных услуг лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Статья 17. Права и обязанности субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги
1. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, вправе:
1) участвовать в конкурсах на предоставление специальных социальных услуг, услуг по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах, оказываемых за счет бюджетных средств, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о государственном социальном заказе;
2) предоставлять специальные социальные услуги на платной основе;
3) осуществлять оценку и определение потребности в специальных социальных услугах;
4) запрашивать и получать необходимую информацию от местных исполнительных органов для проведения оценки и определения объема и видов специальных социальных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, обязаны:
1) соблюдать стандарты оказания специальных социальных услуг;
2) создавать условия, необходимые для предоставления специальных социальных услуг;
3) уважать достоинство получателей специальных социальных услуг и членов их семей;
4) обращаться гуманно и не допускать дискриминационных действий по отношению к получателям специальных социальных услуг и членам их семей;
5) обеспечивать конфиденциальность при предоставлении специальных социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
6) обеспечивать подготовку и повышение квалификации социальных работников.
Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Рекомендации по работе с родителями воспитывающие детей с особыми потребностями
Разработчик: Г.Байкадамова.
Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов, и социальных работников. Как известно, лечение таких детей в условиях поликлиники сводится к назначению лекарственных средств. А дети-инвалиды и их родители испытывают недостаток в социальной поддержке и реабилитации. Вот уже пятый год у нас как существует Клуб матерей «Мы вместе».
Идея возникновения Клуба матерей не случайна. В условиях современной жизни общества более всего страдает семья. Если в семье рождается ребенок с патологией, все проблеме обостряются. Нередко отцы уходят. Все беды обрушиваются на мать. Она оказывается погруженной в массу проблем, из которых не видит выхода и которых не видно конца и края. Горе часто обрушивается на совсем молодых мам, которые неподготовлены к такому повороту судьбы. В связи с этим возникает необходимость создания группы взаимоподдержки, в которых матери могли бы решать многие свои проблемы, просить совета, получать информацию, и делиться практическим опытом воспитании ребенка с отклонением в развитии. Чтобы как-то помочь матерям в подобной безысходной ситуации и возникают Клубы матерей. (каждый четверг один или два раз в месяц собирать мам). Проводить занятия нужно по особой программе, цель которых можно выразить следующими словами:
«ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ — ИСТОЧНИК СИЛЫ И БОДРОСТИ».
Девиз Клуба матерей:
БУДЕТ ТРУДНО — КРЕПИСЬ!
БУДЕТ БОЛЬНО — НЕ ПЛАЧЬ!
БУДЕТ ВЕТЕР — НЕ ГНИСЬ!
ГЛАЗ В ЛАДОНИ НЕ ПРЯЧЬ!
ЕСЛИ ГРОЗЫ — СМОТРИ!
ЕСЛИ СЛЕЗЫ — СОТРИ!
ЕСЛИ СТРАШНО — ДЕРЖИСЬ!
ПОМНИ: ЖИЗНЬ -ЭТО ЖИЗНЬ!
На занятиях по психокоррекционной работе можно проводить следующие занятия:
1. Работа с именами. Участницы называют свое имя и проводят ассоциацию со своим именами. Дополнительно задают вопросы: с каким явлением вы можете сравнить себя? С каким музыкальным инструментом вы можете сравнить себя? С каким деревом, с каким фруктом? С какой маркой машины, с каким цветком? С каким временем года?
2. Занятия по преодолению страха. Что такое страх? Когда и как они возникает? Почему все люди хоть раз в жизни испытывают это чувство? Знакомы ли вы с чувством страха? (Каждый рассказывает о своем страхе. Чего и как он боится) Социальный работник может рассказать о причине страха человека: Почему человек боится? Потому что он эгоистичен. Существует три причины страха:
1. избыточная забота о своей безопасности.
2. то, что человек не знает, всегда вызывает не приятные ощущение, которое выражает в сознании страх. Человек боится неизвестности. Но, вам страшно поменять работу, школу, переехать в другой район, т.к. вы боитесь новых людей. Сколько душевных сил придётся приложить, чтобы снова доказать, что вы не пустое место.
Вспомним слова из песни Андрея Макаревича:
«Вот новый поворот, Что он нам несёт…
Пропасть или взлёт? Мы не разберём, Пока не повернем»
3. У человека нет привычки спонтанной веры в божественное. Если бы человек чувствовал, что при всех обстоятельствах то, что происходит, и есть самое лучшее, он никогда не боялся бы. Бог с нами. Он всегда поможет
4. Занятия по избавлению страха, Сбрасываем страх под мост в бурлящую реку. Играет тихая медитационная музыка. Закрыли глаза. Представим свой страх в форме черного теннисного страха. Возьмем его в правую ладонь; вы стоите на большом высоком мосту через бурлящую реку. Резко размахнитесь и бросьте страх под мост в реку. И перегнувшись через перила, смотрите, как водяной поток уносит далеко-далеко от вас ваш страх навсегда.
5. Очищение от отрицательных психоэмоциональных состояний:
а) в левую руку собираем отрицательную энергию, при этом очищаем голову,
б) убираем обиду из области глаза (если у вас насморк, то это означает внутренний плач организма).
в) чистим уши от обидных слов и выражений, которыми награждали вас в течение вашей жизни окружающие,
г) чистим рот от плохих слов и выражений, которые часто употребляли мы сами до сегодняшнего дня.
д) с плеч убираем тяжести жизни, чтобы и в старости выглядеть стройными и подтянутыми. (Жизнь пригибает стариков к земле, т.к. они считают, что она тяжелая.)
6. Чистим желудочно-кишечный тракт, чтобы хорошо переваривать новые идеи и мысли
7. Чистим ноги, чтобы легко, спокойно и радостно идти по жизни. Можно проводить физкульминутки на внимание, игры, тренинги. Каждое занятие можно заканчивать самопрограммированием позитивного мышления: пока звенит музыка ветра, участники по очереди выходят и говорят следующие слова «С каждым днем моя жизнь становится все лучше, лучше и лучше».
Большую помощь мамам в создании собственного позитивного образа окажет психологическая разминка «для себя, любимой». Каждая мама приносит с собой маленькое косметическое зеркальца, внимательно смотрит на себя и учатся находить в лице некую изюминку, то, что отличает ее от других и придает ей своеобразие, неповторимую красоту и обаяние. Задание будет звучать так: глядя в зеркальце в течении 5 минут хвалить себя, любимую.
Так же можно проводить большую работу на развитие психологической
установки на изобилие, финансовый успех и процветание.
Ауто-тренинг на положительное психоэмоциональное состояние.
Пантомима: изобразить человека, который:
— ест лимон
— тающее мороженое
— у девушки сломался каблук
— мужчина, несущий сетку, из который вываливается то апельсин, то яблоко.
Художественное чтение: Надо прочитать четверостишье «Наша Таня громко плачет» следующим образом:
— как бы вопросительно
— с горячей картошкой во рту
— с тяжелым грузом на спине
— на морозе 50 градусов
— при жаре 70 градусов
— на любовном свидании, как бы признаваясь в любви
— речь в зале, где внезапно перестал работать микрофон.,
Мини-тренинг на психологическую разгрузку
Занятия самопрограммирование позитивного мышления участники все
хором говорят следующие слова:
«С каждым днем моя жизнь становится все лучше, лучше и лучше».
Игра «Угадай-ка»: передать воображаемый предмет; зеркало, стекло,
кусочек торта, горячее яйцо, благоухающую розу и т.д. любому участнику
игры, а остальные отгадывают.
Упражнения на положительный настрой и самопрограммирование позитивного мышления.
(повторять ежедневно)
У меня все получается просто великолепно.
Каждый день я наслаждаюсь жизнью. Я очень везучая. Мне везет всегда и во
всём. Я привлекаю успех. Я всё могу и ничего не боюсь. Я доверяю людям.
Возможно всё если я захочу. Моя жизнь прекрасно и становится все лучше и
лучше. Меня переполняет энергия и радость жизни. У меня все получается
легко и просто. Моё здоровье великолепно. Мои доходы постоянно растут.
Меня любят деньги. Я притягиваю к себе больше и больше денег.
Психожаттыгұлар: «Тілек шоғы» — мақсаты: жағымсыз сезімдерден арылту, жаксылык жасауға үйрету.
Ойын барысы: денгелекке отырады, эрқайсының қолында гул. Педагог өзі
бастап сәлемдеседі, қолдарындағы гулді бір-біріне тілек айту арқылы
ұсынады. Гул шоқтары бірте-бірте кебейш, педагогты? өзінше бір құшақ гул —
«тілек шоғы болып оралады. Өзгелерге денсаулық тілеп, жақсылық жасасан ,
ол өзіне қайтып оралады» деп педагог қортынды жасайды.
Тренинг для психологической разгрузки:
Вед: — Мы сильные, эмоцианально-положительно настроены, и для того чтобы создать уют другому, у каждого из нас в душе должен быть уют, а этот уют мы должны создать сами, каждый для себя.
Представьте, что сейчас раннее утро. Вам пора вставать, вы встали, потянулись, посмотрели в зеркало и улыбнулись, посмотрели в зеркало и улыбнулись. Сказали себе теплые слова: Я выспалась, я красивая, а добрая и желанная. Я любима и люблю. От такой зарядки вы получите положительную энергию на целый день и будете менее раздражительны.
Игра «Букет пожелании» (Тылек шогы)
Цель: игра призывает делать добро, не требуя взамен чего-то, побеждает негативные чувства.
Ход игры: Все игроки становятся в круг, ведущий раздает по цветку.
Ведущий себе оставляет себе один цветок и начинает игру. Рядом стоящим игроком здоровается, произносит в слух пожелания и цепочка продолжается, со словами «Просто так» возвращается ведущему целым букетом. Ведущий заканчивает игру со словами «Если другому пожелаешь здоровье и сделаешь добро, то это обязательно тебе вернется целым букетом хороших пожелании».
Игра «Моя пара»
Ход игры: игроки делятся на пары и повторяют за ведущим.
Ведущий произносит:
— рука к руке
— голова к голове
— нога к ноге
— живот к животу
— спина к спине
— пальцы к пальцам
— тело к телу
— щея к шее
— лицо к лицу
— ухо к уху
— плечо к плечу
— нос к носу
— сердце к сердцу
— коленки к коленке
— объятия (пары обнимаются) к объятиям (участники игры все обнимаются вместе)
Вед: — В заключении этого тренинга хочу сказать следующее:
«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ, МЫ СИЛЬНЫ. МЫ ГОТОВЫ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ,
КОТОРЫЕ НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ПОМОЩИ»
« Эти смелые и сильные духом мамы ».
Цель: создание условий между участниками семинара более близкого доброжелательного, доверительного отношения, сближение к совместной работе, взаимопониманию и взаимовыручке.
Ауто-тренинг: «Қуаныш»
Ойын барысы: — Сәлеметсіздерме құрметті ата-аналар, семинарға
қатысушылар. Мен өте қуаныштымын сіздерді көрүге. Бәріміз шенбер
құрып тұрайық. Шенбер- бұл сіздердің қорғаныш кепілдерін. Шенбер біздің
емірімізге жылулық пен қайырымдылық әкеледі. Ол қолдарыңызды
журектің тусына қойып, бір бірімізге құаныш сыйлайық. Дәл солай сол
колды қасымыздағы адамның журіп үстіне қоямыз. Қасындағы адамньң
журек сезімін тыңдаңыз. Бір-бірімізге жақсы көніл-күй сыйлайық, достар!
Игра: «Подражалка»
Описание игры: игра. на сообразительность , игроки делятся по три человека и должны изобразить то, что говорит ведущий: желе на тарелке, слон, олень, фото вдвоем и один на стуле, пальто на вешалке и т.д.
Игра: «Моя пара» — это игра визитная карточка нашей команды .(участники игры делятся на пары и выполняют команду ведущего). В конце игры все игроки возьмутся за руки и повторяют слова ведущего:
МЫ ВМЕСТЕ, МЫ СИЛЬНЫЕ, МЫ ОДНА КОМАНДА!
Вед: — Сегодня мы должны освидетельствовать наш тренинг. На этом плакате вы напишите и изобразите, то что вы получили от нашего тренинга вкратце.
Воспитание предпосылок трудовой деятельности.
Для детей с глубокой степенью умственной отсталости (имбицильность, идиотия) в системе социальной защите населения существуют детские дома с 4 до 18 лет. Но не все аномальные дети обслуживаются этим видом помощи, много таких детей остаются в семьях. В связи с этим возникает проблема социальной адаптации, реабилитации детей с ограниченными возможностями в развитии.
Важное значение с аномальными детьми имеет принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка. Обучение, воспитание и социальное адаптирование ставят отделение социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями перед необходимостью решения не только организационных, но и коррекционно-методических задач. Создание новой программы социально-коррекционного воспитания на дому ребенка с ограниченными возможностями обусловлено закономерной необходимостью: социальным развитием общества, достижением дефектологии, требованием практики.
Социально-воспитательная работа с аномальным ребенком должна проводится с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей и быть направлено на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умение жить в семье и в коллективе. Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих, в данном случае социального работника, к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающего его не полноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать
способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности.
Система коррекционно-воспитательной работы должна строится на активном использование сохранных возможностей ребенка «пудов здоровья», а не «золотников болезней», по образному выражению Л.С.Выгодского, что позволяет развивать нарушенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека.
Самообслуживание. Учить детей самостоятельности в одевании, раздевании, умывании, соблюдать установленную последовательность этих действии (зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы); аккуратно складывать и вешать одежду: с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушить и т.д.)
Хозяйственно-бытовой труд. Приучать детей поддерживать порядок в комнате; самостоятельно убирать игрушки, мыть их, не ломать, стирать кукольное белье или свои носки и платки в зависимости от возраста и физического состояния ребенка. Подклеивать вместе со взрослыми книги, чинить коробки, протирать пыль с мебели. В весенне-осенний период приучать убирать участок от мусора, в зимний -от снега.
Учить детей накрывать на стол: расставлять посуду, раскладывать столовые приборы. До и после занятии аккуратно складывать и раскладывать учебные принадлежности.
Труд в природе. Привлекать детей к участию посадки корнеплодов. Учить детей оказывать помощь взрослым в пересадке, прополке, поливке растений, разбивке грядок, рыхление почвы, посев семян, посадка рассады, расчистка от снега участка, приводить порядок используемые в трудовой деятельности орудия (очищать, просушивать, относить в отведенное место)
Программа трудового обучения
Воспитывать у детей желание и умение трудиться. Расширять содержание труда,обеспечить систематическое участие в труде каждого ребёнка.
Учить самостоятельно выполнять поручения (индивидуальные, коллективные), участвовать в коллективном труде, в ежедневной уборке комнаты или участка. Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.
Учить согласовывать свои действия с действиями членов семьи, товарищей, видеть необходимость в помощи, оказывать её по собственной инициативе, трудиться добросовестно, доводить дело до конца.
Самообслуживание. Научить детей одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, учить своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, чистить).
Побуждать, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично подсказывать товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогать устранять их.
Хозяйственно-бытовой труд. Приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в окружающей обстановке, стремление быть полезным окружающим; самостоятельно и добросовестно выполнять свои обязанности, сервировать стол, раздать блюда, убирать посуду после еды; раскладывать на стол материалы и пособия, мыть и вытирать их, протирать стол.
Делать влажную уборку в комнате, самостоятельно убирать постель. Формировать чувство удовлетворения от чистоты и порядка в комнате, на участке.
Труд в природе. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям и животным, умение своевременно заботиться о них. Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапывание луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок огорода, земли вокруг деревьев, кустарников, пересаживанию цветущих растений из грунта, к посильному участию в заготовке овощей и фруктов на зиму.
Учить детей зимой сгребать к стволам деревьев и кустарников снег. Весной привлекать ко вторичной перекопке земли, выращиванию рассады цветов и овощей, устройству цветника, уходу за посевами и посадками, черенкованию и пересаживанию комнатных растений. Летом привлекать детей к рыхлению земли на грядках, в цветнике: поливке, окучиванию, прополке растений.
Ручной труд. Формировать интерес к ручному труду, желание изготовить своими руками поделку, игрушку, сувенир, украшение.
Научить делать из природного, подсобного материалов, бумаги и картона игрушки- самоделки для сюжетно-ролевых игр, сувениры в подарок родителям, сверстникам и т.д. Побуждать детей принимать участие в изготовлении пособий для занятий, самостоятельной деятельности (коробочки, игольницы, счётный материал и пр.)
Психологические особенности работы социального педагога с детьми и родителями. Методика работы семьёй.
Семья как микромодель является важным звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый мир.
Острая проблема семьи в ее дезорганизации, связанна с:
1. взаимодействие супругов по разным причинам
2. родитель- ребенок, отчуждение детей от родителей
Социальный педагог проводит диагностику семьи, определяет тип семьи по разным классификациям:
1. Полная
• бывает с одним ребенком
• с двумя однополыми
• с двумя разнополыми
• тремя детьми
• многодетная (4-х или более детей)
• сводные
• не родные дети
• в том числе где живут бабушка и дедушка.
По структуре бывают семьи:
• одинокая мама
• родители разведены
• один отец воспитывает детей
• опекуны
По материальному положению, семьи бывают:
• очень высокий материальный достаток;
• с высоким материальным достатком;
• со средним материальным достатком;
• с низким материальным достатком;
• и нуждающаяся семья, которая проживает ниже черты бедности.
По социально- правой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи. Семьи подразделяются на:
• социально-устойчивое благополучная в воспитательном
• отношении семья (здесь воспитание идет очень сильное);
• социально-устойчивая, но не благополучная в воспитательном
• отношении семья; (воспитание идет слабое, с утраты контакта
• с детьми контроля над ними);
• социально- неустойчивое не благополучное воспитательном
• отношении семья (воспитание идет слабое, постоянные конфликты в семье);
• социально- неустойчивое негативное воспитательном отношении семья (она называется «магреальная семья»-это с алкогольной зависимостью наркозависимостью, сексуально-зависимые, вступающие в конфликт с законном, преступностью).
По взаимоотношению между членами семьи подразделяются:
• гармоничная
• компромиссная
• неустойчивая
• резко конфликтная
• потребительская семья
По семейным ориентациям бывают:
• деятельная семья
• общительная семья
• самоудовлетваренная семья (эгоистичная семья).
Категория семьи бывает:
• малообеспеченная;
• безработная семья;
• многодетная семья;
• неполная семья;
• где проживает ребенок инвалид;
Виды работы с семьёй
• выявление и учет
• определение основных проблем
• помощь членам семьи
• решение проблем
• консультирование
• социальный патронаж семьи
• контроль по успеваемости
• межличностное отношение детей в школе
• контроль исполнение выделенной детям материальной помощи (в
• случае необходимости)
• организация благотворительной помощи
• оказание юридической помощи
• организация досуга детей
Как определить воспитательную позицию семьи
Позиция семьи
Отношение родителей
Последствия формирования личности
Педагогически оправданная позиция
Заботливость, любовь в
сочетании разумной
потребовательностью,
дружеские,
доверительные
отношения, поощрение к
самостоятельности. Нормальное развитие личности, адекватная позиция.
«Залюбленное детство»
Слепое обожание, мелочная опека, потакающая всем желаниям, ребенок центр семьи, неоправданная идеализация семьи его ребенка родителем.
Торможение социализация, не самостоятельная, инфантильность, эгоизм, своеволие, капризы, ложь, завышенная самооценка.
«Равнодушное детство»
Пренебрежение интересам ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство и бесконтрольность.
Замедленное эмоциональное развитие, обострение, самолюбие, агрессивность, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование уже в собственном мире.
«Задавленное детство»
Чрезмерная опека, запрет в системе воспитания, чрезмерное требование, жесткое обращение, строгость, постоянные нотации, грубость, проявление родительской власти.
Проблемы социализации, подавленное желание, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, попадание в зависимость более взрослым сверстникам, заниженная самооценка.
«Загубленное детство» Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, ребенок как объект постоянных ссор, каждый из родителей старается привлечь в свою сторону ребенка.
Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, злость, агрессия, неверие в будущее, не дисциплинированность, разочарование, недоверие к взрослым, уход в себя (секс, наркотики, раннее употребление алкоголя)
Если родители понимают, что есть проблема и ищут пути преодоления, можно предложить анкету, с целью определения характера взаимоотношения в семье и на основании полученной информации наметить пути нормализации положении.
Анкета может быть анонимной, если социальный педагог организовал родительский тренинг.
АНКЕТА
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
А) гармоничная
Б) компромиссная
В) неустойчивая
Г) конфликтная
Д) потребительская
2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
А) да
Б) нет
В) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
Перечислите их.
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
А) ежедневно
Б) по выходным дням
В) редко
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
А) решает проблемы, семейно-бытовые трудности
Б) досуг телевизор смотрит
В) обсуждает обучение детей
Г) делятся впечатлениями о прошедшем дне, успехи и неудачи
Д) каждый занимается своими делами.
6. Бывают ли в вашей семье конфликты?
А) не понимание членов семьи друг друга
Б) отказ от участия в семейных заботах
В) разногласие в вопросах воспитания детей, злоупотребление алкоголем
Г) укажите другие причины
7. Какие способы в разрешении проблем вы используете?
А) примирение
Б) совместное обсуждение
В) естественное затухание конфликта
Г) обращение за помощью к другим людям
Д) конфликт не решается, затяжной
8. Ваши дети бывают свидетелем или участником семейных конфликтов
между взрослыми?
А) да
Б) нет
В) иногда
9. Как дети реагируют на семейные конфликты?
10. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых
взаимоотношений и услуги микроклимата вашей
семьи?
Программа социально-психологического воспитания гражданина Бородулихинского центра сетевой адаптивной школы
Разработано социальным педагогом: Т. Васильевых
В целях воспитания гражданской активности и ответственности, путей социализации и самореализации учащихся с ограниченными возможностями данная программа может быть принята как руководство к действию социального педагога адаптивной школы по формированию гражданского самосознания школьников и профилактики асоциального поведения.
Программа предназначена для детей среднего и старшего возраста, родителей и педагогов.
В программе три блока: «Сотрудничество», «Здоровье», «Инициатива».
Эти блоки содержат организацию деятельности социального педагога с подростками, их семьями:
• выполнение посреднической функции в установлении связей и контактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности;
• 0рганизация и проведение консультаций по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, поиск путей решения проблем участников проекта;
• обеспечение социальной помощи и поддержки на основе имеющихся возможностей и средств;
• стимулирование и развитие деятельности учащихся, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций и т.д.
Целью данной программы является создание условий для воспитания и социальной адаптации детей в подростковом возрасте.
Задачи:
• сформировать практический опыт, который усилит социальную компетентность и предрасположенность к социально значимой деятельности подростков;
• совершенствовать формы работы по развитию гражданской инициативы и ответственности участников проекта.
Блок «Сотрудничество».
Цель: Объединение усилий адаптивной школы и семьи для создания условий социализации и адаптации детей.
№
мероприятия
срок исполнения
ожидаемый результат
1
создание картотеки семьи, включающей основные данные об экономическом и социальном положении.
2009г., ноябрь
наличие картотеки, позволяющей учитывать данные сведения в работе по социальной помощи детей
2
Анкетирование родителей и детей, выясняющее систему отношений в семье, трудности и недостатки семейного воспитания
ноябрь, 2009 г.
корректировании планов работы
3
изучение информированности родителей о своем ребенке
2009г.
4
Соотнесение информации родителей о ребенке с данными в изучении социальным педагогом
2009 г., ноябрь
составление программ развития ребенка совместно с родителями
5
Консультации психолога по психокоррекции взаимоотношений с родителями.
постоянно
налаживание системы отношений в семьях
6
Выявление трудных семей. Составление индивидуальных планов работы с каждой семьей и ребенком (уточнение данных)
2009 г., декабрь
оказание реальной поддержки ребенку с учетом условий, в которых он проживает.
7
Формирование доверительных отношений между родителями и педагогами: совместное решение проблемных ситуаций, участие родителей в работе школы, совместное решение всех проблем ребенка.
постоянно
8
Организация вечеров встреч, вечеров вопросов и ответов с родителями и со специалистами.
постоянно
9
Совместное обсуждение проблем и их решение
постоянно
10
Проведение различных конкурсов по социальной адаптации участников проекта и их семей
постоянно
занятость в свободное время
11
Организация каникул и летнего отдыха подростков
постоянно
12
Реализация возможностей трудоустройства подростков в летний период
лето 2010г.
13
Работа с неблагополучными, неполными , малообеспеченными семьями.
постоянно
Выполнение посреднической функции в установлении связей и контактов семьи и специалистов по различным проблемам.
14
Совместная деятельность адаптивной школы и семьи по формированию ЗОЖ
постоянно
15
Просветительская работа по изучению законов, нормативно-правовых документов по социальной защите семьи (консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий)
постоянно
Блок «Здоровье»
Цель: организация и проведение санитарно-просветительской работы по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, токсикомании, СПИДа.
1 раз в месяц
Беседы для подростков:
• Мое здоровье. Как его сохранить.
• Организм человека и вредные привычки.
• Курение: мифы и реальность.
• Ближайшие последствия курения
• Почему есть пьющие и непьющие люди.
• Мифы об алкоголе.
1
Психоактивные вещества, наркотики.
2
Беседы для родителей: -Здоровье детей — главная наша задача. — Курение в семье- Последствия. -Алкоголь на столе. Чем это заканчивается. — Будьте бдительны! Наркотики.
1 раз в месяц
3
Выпуск газет «Нет — курению!», «Нет наркотикам».
по плану
Блок «Инициатива»
Цель: организация деятельности, направленной на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля подростка.
1 Акция «Забота», «Протяни руку помощи» сентябрь, январь новые формы, содержание, методы.
2 Акция «Милосердие» октябрь
3 Акция «Мой двор» сент., май
4 Акция «Мое село» сент., май
5 Акция «Береги тепло» октябрь
6 Акция по энергосбережению постоянно
7 Участие в социальном проекте «Моя малая Родина», «Родному селу желаю…» по плану
8 Тимуровское движение постоянно
9 Акция «Белые кораблики» День мира
Комплексная оценка, включающая выявление социальных нужд и потребностей ребенка, семьи, связанных с окружающей средой, позволяют достаточно точно и полно диагностировать негативные факторы в микросоциальных условиях развития ребенка и разрабатывать и осуществлять необходимые коррекционные мероприятия.
Отчет и предложения по работе методического уголка Бородулихинского района
Руководитель методического уголка:Т. Васильевых
В Законе Республики Казахстан «О специальных социальных услугах», утвержденном 29 декабря 2008 года Президентом страны Н. Назарбаевым особое внимание уделено социально уязвимым гражданам.
Сама жизнь ставит перед сетевой адаптивной школой задачу подготовки к жизни молодого человека, способного к полноценной созидательной деятельности в обществе, адаптации в современном социуме. Актуальность сегодняшнего форума, ее тематическая направленность определены состоянием современного социума и содержанием работы над проектом.
Хочется поблагодарить автора проекта Касиманову Г. Ж. за предоставленную возможность детям с ограниченными возможностями быть охваченными вниманием и заботой, быть профессионально ориентированными и подготовленными к жизни, продолжать миссию волонтера.
Сегодня мы говорим о детях с психоневрологическими патологиями, о детях с задержкой в развитии, о детях с ограниченными возможностями, о детях, которым требуется социальная поддержка в современных кризисных социальных условиях. Как решаются вопросы с организацией работы с этими детьми? Какие возникают организационные проблемные направления в процессе работы? Какой нужно найти подход к каждой семье воспитанников, чтобы сформировать единый коллектив взрослых и детей, способных решать свои жизненные проблемы вместе? Какова перспектива названного проекта?
Проблема адаптации детей с названными патологиями в нашем селе особенно актуальна. Мы переживаем достаточно сложный период, когда освоение новых экономических реалий вполне объективно накладывает свой отпечаток (к сожалению не всегда позитивный) на все стороны жизни. Ощущается социальная обостренность, дискомфорт психологии человека. С этой целью у нас в школе ведется психологический тренинг для детей с ограниченными возможностями. Одной из главных целей такой работы с детьми является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие каждого ребенка. Помимо проблем со здоровьем, большинство детей тренинговой группы из социально незащищенных семей. Поэтому программа социально-психологического тренинга построена на основе вопросов развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
Целенаправленная коррекционная работа предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических процессов и формирование устойчивой положительной самооценки. В нашей группе эта задача решается путем сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между детьми и взрослыми, оказывается помощь в саморазвитии подростка. У каждого участника проекта имеется портфолио по занятиям в тренинговой группе.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия и заканчивается ритуалом прощания. Выработаны правила работы в группе и права. Ребята работают с тестами, сами ведут анализ по схемам и делают соответствующие выводы. Участники проекта учатся принимать себя такими, какие они есть сейчас, познавать «Кто я?», рисуют свой портрет в лучах солнца (отражают все свои качества), ведут дневники самооценки, учатся определять свои достоинства и недостатки, рисуют свою мечту, родовое поместье, родовой герб. Я вижу, как детям нравится работать в таком ритме и направлении, как дети желают участвовать в играх на внимание, выработку мышления, логику, например, «Все -некоторые — только я», «Все мы», «Сосчитай до 10».
Нелегко взрослым адаптироваться к переменам, но неизмеримо труднее переживают этот процесс дети. И начинают они свою жизнь не всегда в благополучных условиях. Двое детей, из числа участников проекта, живут в условиях, где прожиточный минимум за чертой бедности, где папа имама не работают и пьют, и дети вынуждены зарабатывать на хлеб у соседа-фермера и т.д. Но самое главное — у Маши и Саши всегда положительный настрой, они хотят в будущем жить лучше, чем их родители, выучиться специальностям, которые выбрали, хотят стать настоящими гражданами своей страны. Важно сохранить этот их настрой, чтобы не погасли их мечты и не наступило разочарование и более худшие последствия.
Но какими бы сложными ни были жизненные условия, наша сетевая адаптивная школа призвана формировать будущее поколение в духе добра и нравственной чистоты. Как говорил великий просветитель Абай Кунанбаев, «разум дан человеку, чтобы он познавал и использовал свои знания для утверждения на земле добра». С добрых дел началась работа с ребятами, они посадили цветы. Каждый работал над собой: быть терпеливым по отношению к другому, учился выслушивать товарища по группе, прийти на помощь в необходимое время. Весь август месяц все ребята вставали пораньше и приходили к 9-00 в школу. Всем хотелось быть заботливыми и внимательными во время акции ко Дню пожилого человека, во время месячника милосердия, посвященного Международному дню инвалида. Во время поездки в город Семей, ребята из нашей группы заботливо опекали ребенка с ограниченными возможностями с детства (Полыгалова С.), и ему было уютно в нашей группе.
В процессе встреч семей за круглым столом, посещения квартир ребят, решаются самые различные проблемы: как наладить взаимоотношения подростка и отчима, решить проблемы ответственности отца, проживающего в России за дочь-подростка, которая живет в Бородулихе, помочь детям приобрести обувь для зимнего сезона.
Конечная цель адаптивной школы — трудоустройство участника проекта. Решаются вопросы занятости девочек и мальчиков в свободное от учебы время. Для этого на основе диагностики создан кружок « Рукоделие», где девочки учатся создавать уют и эстетику в доме, кружок по изучению английского языка, ведется профориентационная работа с мальчиками: двое хотят быть водителями грузовых машин, третий — машинистом.
Таким образом, перед сетевой адаптивной школой встают новые ориентиры: формирование будущего гражданина, подготовленного к условиям социальной среды, путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Подводя итоги работы, необходимо отметить, что планируемые проектные направления, ориентированные на удовлетворение потребностей участников проекта, побуждают искать новые формы и методы реализации социальной и психологической помощи, воспитания этой категории детей, адаптации их в обществе.
Работа не завершена, поэтому существует необходимость продолжить работу над проектом.